- Восстановление утраченных документов об образовании и приложений к ним
- Вопрос о стипендиальном обеспечении обучающихся Минобрнауки России образовательных учреждений и доведении средств субсидии на стипендиальное обеспечение
- По вопросу установления минимального допустимого размера платы за обучение
- Об увеличении стоимости платных услуг после заключения договора с учетом уровня инфляции
- Может ли поступающий, зачисленный по квоте целевого приема, участвовать в общем конкурсе?
- Какие категории инвалидов имеют право на прием на обучение в пределах квоты приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований (особой квоты)?
- Как определяется особая квота в рамках целевой квоты при поступлении на программы бакалавриата, программы специалитета?
- Могут ли иностранные граждане поступать на обучение в российские образовательные организации за счет бюджета?
- Как иностранные граждане могут поступать на обучение в пределах квоты Правительства Российской Федерации?
- Каков порядок приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры для иностранных граждан? Как сдавать экзамены?
- Как подтвердить факт обучения/подлинность выданного диплома?
Восстановление утраченных документов об образовании и приложений к ним.
Ответ: в соответствии с пунктом 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов утвержден Приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 №112 (далее – Порядок). Пунктом 29 установлено, что дубликат выдается на основании личного заявления обладателя диплома в месячный срок после подачи указанного заявления в случае утраты или порчи диплома и (или) приложения к нему либо утраты или порчи дубликата; в случае обнаружения в дипломе и (или) приложении к нему либо в дубликате ошибок после получения указанного документа; в случае изменения фамилии и (или) имени, и (или) отчества обладателя диплома в месячный срок после подачи указанного заявления в образовательную организацию, где он обучался. Информируем, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
Вопрос о стипендиальном обеспечении обучающихся Минобрнауки России образовательных учреждений и доведении средств субсидии на стипендиальное обеспечение
Ответ: Расчет субсидии на стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных учреждений производится в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 1390 «О формировании стипендиального фонда», в котором установлены нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
По вопросу установления минимального допустимого размера платы за обучение.
Ответ: Возможность оказания платных образовательных услуг образовательными организациями закреплена статьей 101 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) и регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706.
В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы размер платы в расчете на единицу оказания платных образовательных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год, определенных в том числе с учетом формы обучения, а также коэффициентов выравнивания, применяемых Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 (далее – нормативные затраты с коэффициентом выравнивания).
Образовательные организации самостоятельно определяют направление расходования средств, в том числе из полученных доходов может быть осуществлена оплата труда работников, услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, прочих общехозяйственных нужд, а также закупка основных средств. Недостаточная финансовая обеспеченность образовательной программы приводит к возникновению дефицита средств у образовательной организации и, как следствие, снижению качества оказания образовательных услуг.
Об увеличении стоимости платных услуг после заключения договора с учетом уровня инфляции.
Ответ: Частью 3 статьи 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что увеличение стоимости платных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
При внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части изменения уровня инфляции, в текущем финансовом году повторное применение вновь установленного уровня инфляции по уже заключенным договорам не допускается.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Организации один раз в год вправе корректировать полную стоимость платной услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения) по уже заключенным договорам с учетом уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период который:
- в 2017 г. согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (в ред. от 19 декабря 2016 г.) составил 4 процента, (в ред. от 15 ноября 2017 г.) – 3,2 процента;
- в 2018 году согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (в ред. от 5 декабря 2017 г.) составил 4 процента, (в ред. от 3 июля 2018 г.) – 2,8 процента, (в ред. от 30 ноября 2018 г.) – 3,4 процента;
- в 2019 году согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (в ред. от 29 ноября 2018 г.) составляет 4,3 процента.
Документом, подтверждающим указанную корректировку стоимости в договоре, является дополнительное соглашение.
Может ли поступающий, зачисленный по квоте целевого приема, участвовать в общем конкурсе?
Ответ: в соответствии с пунктом 23 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2021 года № 1076, абитуриент, поступающий в пределах квоты приёма на целевое обучение, может участвовать в общем конкурсе.
Какие категории инвалидов имеют право на прием на обучение в пределах квоты приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований (особой квоты)?
Ответ: Согласно части 5 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на прием на обучение в пределах квоты приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований (особая квота) предоставляется детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
Как определяется особая квота в рамках целевой квоты при поступлении на программы бакалавриата, программы специалитета?
Ответ: Выделение особой квоты в рамках целевой квоты осуществляется в соответствии с подпунктом «б» подпункта 5 пункта 7 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2021 года № 1076 (далее – Порядок приема). Выделение особой квоты в рамках целевой квоты осуществляется в том случае, если бюджетных мест недостаточно для выделения особой квоты и целевой квоты. Например, организация установила количество бюджетных мест (контрольные цифры приема) по направлению подготовки 15 мест. Квота приема на целевое обучение установлена 90 %. В конкурсе на места особой квоты в рамках целевой квоты участвуют поступающие, которые одновременно имеют особое право на прием в пределах квоты и заключили договор о целевом обучении с правом поступления на обучение по данному направлению подготовки (специальности). Если места особой квоты, выделенной в рамках целевой квоты, не заполнены при приеме, то они используются как места особой квоты или целевой квоты по усмотрению организации (пункт 86 Порядка приема).
Могут ли иностранные граждане поступать на обучение в российские образовательные организации за счет бюджета?
Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 78 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» иностранные граждане имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации, а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг. Таким образом, иностранные граждане имеют право поступать на обучение на места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета наравне с гражданами Российской Федерации на любые специальности, направления подготовки и в любые образовательные организации высшего образования Российской Федерации, которым установлены контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в случае если: они соответствуют требованиям, определенным пунктом 6 статьи 17 от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»; являются постоянно проживающими на территории Российской Федерации гражданами стран-участниц СНГ, ратифицировавших Соглашение о сотрудничестве в области образования (при подтверждении постоянного проживания на территории Российской Федерации); являются гражданами стран, заключивших Соглашение о равных правах.
Как иностранные граждане могут поступать на обучение в пределах квоты Правительства Российской Федерации?
Ответ: В 2021/22 учебном году отбор иностранных граждан для обучения в Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты Правительства Российской Федерации осуществляется в два этапа. Первый этап включает в себя отбор на территории зарубежной страны иностранных граждан для приема на обучение (далее – кандидаты); второй этап отбора осуществляется образовательными организациями, готовыми принять на обучение иностранных граждан из числа отобранных на первом этапе кандидатов.
В настоящее время на первом этапе функции единого оператора по отбору в зарубежных государствах кандидатов осуществляет Россотрудничество, которое для этих целей на базе своих представительств и дипломатических представительств Российской Федерации за рубежом создает рабочие группы (комиссии) по отбору иностранных граждан. Ознакомиться с возможностями образовательных организаций Российской Федерации по приему иностранных граждан в рамках квоты можно на портале информационно-аналитической системы формирования и распределения квоты приема иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение в Российской Федерации (russia-edu.ru).
Каков порядок приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры для иностранных граждан? Как сдавать экзамены?
Ответ: Согласно пункту 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2021 года № 1076, иностранные граждане, поступающие на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации Российской Федерации, могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно. Указанные поступающие могут использовать результаты ЕГЭ (при наличии) наряду со сдачей общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно.
Как подтвердить факт обучения/подлинность выданного диплома?
Ответ: на основании статьи 98 Федерального закона № 273-ФЗ для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки организует формирование и ведение федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (далее – ФИС ФРДО). Правила формирования и ведения ФИС ФРДО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 729 (далее – Правила), определяют порядок формирования и ведения ФИС ФРДО, в том числе порядок и сроки внесения в нее сведений о выданных в установленном порядке документах государственного образца об образовании, выданных с 10 июля 1992 г. по 31 августа 2013 г. включительно, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных после 31 августа 2013 г. Формирование и ведение информационной системы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – оператор информационной системы, Рособрнадзор). Ведение ФИС ФРДО осуществляется оператором информационной системы в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие информационной системы с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (пункт 2 Правил). Пунктом 4 Правил определено, что внесение в ФИС ФРДО сведений осуществляется выдавшими документы об образовании федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также органами и организациями, в ведение которых переданы архивы организаций, выдавших документы об образовании. Обращаем внимание, что отсутствие сведений о документе об образовании в ФИС ФРДО не опровергает факт выдачи указанного документа гражданину в соответствии с письмом Рособрнадзора от 12 января 2018 г. № 05-5 «О направлении запросов по вопросу наличия сведений о документах об образовании в ФИС ФРДО». Также в указанном письме Рособрнадзора уточняется, что согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 594, Рособрнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере образования и не наделен полномочием по подтверждению подлинности документов об образовании и (или) о квалификации, по подтверждению (опровержению) факта обучения в образовательной организации, а также представлению заверенных в установленном порядке архивных справок об обучении граждан. В целях оптимизации взаимодействия по представлению сведений о документах об образовании Рособрнадзор рекомендует самостоятельно осуществлять проверку наличия сведений на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://obrnadzor.gov.ru).